До 5 мая ПАСХАЛЬНАЯ скидка до 15 % на весь ассортимент магазина
ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

ПАСХА (греч. πάσχα, эллинизированная форма арамейского «пасха» от евр. песах; также хаг-хаммаццот, «праздник опресноков»), один из трех великих праздников иудейских, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Праздник этот был назван П. (от евр. песах - прохождение, пощада) для обозначения того момента, когда ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил первенцев еврейских (Исх. 12:12-13). П. продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21 месяца авива или нисана, соответствующего последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (агнец этот называется П.) из овец или коз, без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-й день, а кровью его помазаны оба косяка двери и верхняя перекладина. Впоследствии вместо помазания косяков дверных священники кропили жертвенной кровью жертвенник во дворе скинии или храма (2 Пар. 30:16-17; 35:11). [...] К отличительным особенностям праздника П. относилось употребление евреями только опресночных хлебов, а не кислых, под опасением истребления из среды Израиля (Исх. 12:15, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, т.е. чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе, т.е. то, что христиане через П.- Христа - будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую П. «в безквасии чистоты и истины» (1 Кор. 5:7-8). По изъяснению Свящ. Писания Нового Завета, агнец пасхальный как жертва Богу прообразовал Иисуса Христа, который есть «Агнец Божий, берущий грехи мира» (Ин. 1:29), от сложения мира «закланный» (Откр. 13:8), принесший себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха и смерти (1 Кор. 5:7). Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа и вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Несокрушение костей агнца прообразовало неперсбитие голеней Иисуса Христа на кресте (Ин. 19:33-36). [...]

Христианство. Энциклопедический словарь. Т.2. М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". 1995 г.



Возврат к списку